"Утверждаю"
Директор МОУ СОШ №25______________ Н.Г. Акимова
 _ «____» ______ 2010 г.
 
Положение
 «О портфолио индивидуальных образовательных достижений учащегося» г. Балашиха 2010 г.
1. Общие положения.
1.1. Основания разработки. Настоящее «Положение МОУ СОШ №25 о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся» (далее – Положение) разработано на основании Приказа Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499 «Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся» и в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации образования Московской области по направлению «Развитие региональной системы оценки качества образования», концепции профильного обучения в школах. Портфолио – это набор документов (в печатном или в электронном виде), в котором фиксируются оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся за весь период обучения с 1-го по 11 класс. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.
1.2. Цели портфолио:
- поддержание высокой учебной мотивации учащихся;
- поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможностей обучения и самообучения;
- формирование умения учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
 - содействие индивидуализации образования учащихся;
 - мониторинг индивидуального прогресса учащихся;
- формирование отчетности об индивидуальных образовательных достижениях учащихся.
2. Структура портфолио
2.1. Портфолио состоит из нескольких отдельных разделов:
1) Раздел «Мой портрет» может включать:
- личные данные учащегося;
- резюме учащегося;
- результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению учащегося.
2) Раздел «Портфолио документов» (портфель сертифицированных документов, фиксирующих индивидуальные образовательные достижения):
- предметные олимпиады – школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;
- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, ВУЗами, культурно-образовательными фондами и др.;
 - образовательные тестирования и курсы по предметам;
 - школьные и межшкольные научные общества;
- конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием.
Документы и их копии могут быть помещены в Приложении к портфолио.
3) Раздел «Портфолио работ» Раздел представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности:
 участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
Этот раздел включает в себя следующий список:
- исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;
- проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте;
- техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание;
- работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;
 - другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в концертах и гастролях;
 - элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия; - различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность;
 - занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;
 - участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат;
 - участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем учащихся;
- спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.
3. Оформление портфолио
3.1. Портфолио оформляет учащийся под руководством классного руководителя в соответствии со структурой, указанной в пункте 2 настоящего Положения, в папке с файлами и (или) в электронной форме. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и др.
3.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.
 3.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
- систематичность и регулярность ведения портфолио; - достоверность сведений, представленных в портфолио; -
 целостность, аккуратность и эстетичность оформления;
- наглядность.
3.4. Индивидуальные образовательные достижения, обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.
 3.5. В конце учебного года проводится анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений учащегося в образовательной деятельности на основе учета баллов за индивидуальные образовательные результаты.
4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио учащегося.
4.1. В формировании портфолио участвуют учащиеся, родители учащихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители директора школы.
4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
1) учащийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;
 2) директор школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио к практике работы школы;
 3) заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике школы технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений учащихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в школе;
4) классный руководитель оказывает помощь учащимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями; осуществляет контроль за пополнением учащимися портфолио; обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с учащимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся;
5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с учащимися и их родителями по формированию портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету, изучение учащимися элективных и факультативных курсов.
5. Оценка результатов, помещенных в портфолио.
 5.1. Оценка результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:
 БАЛЛЫ                              Победитель                         Призер                Участник
Федеральный уровень              10                                        8                         4
Региональный уровень              6                                          5                        3
Муниципальный уровень           4                                          3                        2
Школьный уровень                    3                                         2                        1 

5.2. Начисление баллов за результаты, подтверждающих обучение (завершение обучения) в учреждениях системы дополнительного образования детей, получение образования в рамках сетевых образовательных ресурсов, получение образования (обучение) в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:
 - сертификаты учреждений дополнительного образования, образовательных фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.д. – 2 балла за каждый сертификат;
- удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик (социальной, трудовой, языковой, педагогической и т.д.) – 2 балла за каждое удостоверение и сертификат.
6. Учет результатов портфолио.
6.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:
- при зачислении учащихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы;
- в качестве результатов промежуточной аттестации учащихся;
- при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;
- при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;
- при проведении внутришкольного контроля;
- в ходе проведения процедур внешней оценки школы (аккредитации, контроле качества образования).